Назад на страницу Военная История

Назад на Главную Страницу

 

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

 

План.

                        1.Введение: развитие подводного флота Германии.

                        2.Подводная война Германии в Атлантике во время Второй Мировой Войны: начальный этап, "счастливые времена", разрастание борьбы на коммуникациях союзников, разгром "волчьих стай" немцев, технологическая гонка в ходе войны.

                        3.Боевые действия немецких ПЛ в Среди-земном море в 1941-1942 годах: разгром итальянского флота и успешные действия немецких подводных лодок, окончательный разгром войск "Оси" в Африке.

                        4.Подводная война на Северном театре военных действий: вторжение Германие в Норвегию, война с СССР и попытки перерезать коммуникации между  союзниками и северными портами Советского Союза.

                        5.Действия немецких подводных лодок на Черном море в 1942-1944 годах: переброска шести немецких подводных лодок с Балтики на Черное море и их действия.

                        6.Выводы: причины победы союзников в битве за Атлантику,причины побудившие меня написать эту работу, мысли, которые можно не читать.

                        7.Комментарии.

                        8.Список литературы.

                        9.Приложение: ТТХ основных немецких ПЛ,

                           список сокращений.

                                   

            Вторжение Германии в Польшу 1 сентября 1939 года ввергло мир в самую кровопролитную из всех войн , когда-либо бушевавших на Земле. Несмотря на то, что начиная с 1933 года Германия усиленно готовилась к войне, ее подводный флот был лишь на седьмом месте по численности и почти не имел баз для действий против главного противника Германии на море в возможной крупной войне - Великобритании. Для сравнения, приведу  численность ПЛ в ВМФ разных стран: Германия-56, Франция-77, США-99, Италия-115, СССР-218*. Все подводные лодки Германии были построены после 1934 года, так как по Версальскому мирному договору 1919 года Веймарская республика лишалась права иметь подводные лодки, крупные надводные корабли, танки и авиацию. Несмотря на этот запрет, новые самолеты и танки, произведенные на "совместных предприятиях" испытывались на полигонах в Советской России, в Германии строились 3 "карманных линкора", а в Нидерландах концерн "Голландское бюро по развитию подводных лодок" производил на экспорт подводные лодки, спроектированные немецкими конструкторами на основе опыта Первой Мировой Войны, развивая таким образом новые технологии в строительстве ПЛ.

            В результате этого, когда Гитлер в июне 1935 года обьявил о морском соглашении с Англией, дававший "Кригсмарине" право иметь надводный флот в размере 35% от британского и подводный в размере 45% от английского, первая немецкая подводная лодка U-1 была спущена на воду за 10 дней.

            Первые немецкие У-боты были типов I и II. Если тип I был неудачен и использовался только для обучения экипажей, то тип II на всю войну стал основным типом ПЛ для действий в прибрежных водах. Позднее у "фюре-ра " всех подводных лодок, будущего гросс-адмирала Деница появились лодки двух новых серий - VII(средняя) и IX(большая), ставшие основой знамени-тых "волчих стай" немцев в Атлантике. Германия имела также и другие типы ПЛ – подводный минный заградитель X и "дойная корова"-подводный танкер XIV.

Всего же  во время войны в Германии было заложено около 2000 ПЛ, а в строй вступили 1155 ( из них были потоплены 725 суб-марин)**.

 

            Подводная война в Атлантике началась 3 сентября 1939 года,когда U-30 потопила пассажирский лайнер "Афения", который вез 1103 пассажиров, включая 300 американцев. Погибло 128 человек. Это вызвало бурю негодования у Гитлера, боявшегося испортить отношения с США и повторить ошибку кайзеровской Германии, которая потоплением весной 1915 года пассажирского судна "Лузитания" дала повод сторонникам вступления США в войну на стороне Антанты усилить давление на прави-тельство страны.

У Деница были также и другие поводы для беспокойства: когда 14 сентября 1939 года U-39 атаковала бритаский авианосец "Арк Ройал", её торпеды подорвались слишком рано, не нанесли вреда авианосцу и привлекли внимание английских эсминцев, которые и  потопили ПЛ(проблемы с новыми торпедами, имевшими магнитные детонаторы, пресле-довали немецкие ВМФ на протяжении нескольких лет - часто торпеды, попавшие в великолепные цели, не взрывылись или взрывались слишком рано); другая проблема состояла в том, что немецкая промыш-ленность не справлялась с пополнением потерь в ПЛ, а учитывая то, что 2/3 ПЛ должны были находиться в базах на ремонте или на переходах к районам патрулирования и что половина всех лодок "Кригсмарине" была типа II и имела малый радиус действия, то на патрулировании в Атлантике могло находиться не более 10 ПЛ.

            Первый повод гордиться своими подводниками Германия получила 17 сентября 1939 года, когда U-29 потопила авианосец  "Корейджеус". Сразу после этого Дениц во время визита Гитлера в Вильгельмсхафен (главную базу ВМС Германии) выступил со страстной проповедью о значении подводного флота и о том, что подводный флот в размере 300 субмарин, применяющий тактику "волчьей стаи"(способ атаки конвоев группой ПЛ, когда лодка обнаружившая конвой, идет рядом и сзывает по радио остальные ПЛ "стаи", а затем они вместе ночью атакуют) будет "средством, которое причинит решающий ущерб Англии в её самом уязвимом месте". 30 сентября Дениц стал контр-адмиралом, а 13 октября 1939 года подводная лодка U-47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина ночью проскочила в главную базу ВМФ Англии и двумя атаками (во время первой сдетонировала только одна торпеда из пяти) потопил линкор "Ройал Оук".

            Результатом этой блестящей атаи стало не только награждение Гитлером Гюнтера Прина Рыцарским крестом, а каждого члена экипажа - Железным крестом, но и снятие многих ограничений на методы ведения войны подводными лодками. Именно атаку Прина можно считать началом крупномасштабной подводной войны против ВМФ Великобритании.

            Вторжение Германии в Данию и Норвегию, несмотря на активное использование немецким флотом ПЛ в столкновениях с английскими кораблями (редко бывавшие удачными), не входит в состав "Битвы за Атлантику" и не будет рассмотрено в этой главе. Скажем лишь то, что захват Норвегии дал Деницу возможность выводить свои лодки в Северную Атлантику более коротким маршрутом и соответственно увеличить их время патрули-рования.

               Захват Вермахтом Франции, Бельгии и Нидерландов в свою очередь тоже дал Германии великолепные базы на Атлантическом побережье Франции (такие как Брест, Лорьян, Сен-Назер, Ла-Рошель, Бордо и другие) близость которых к основным районам охоты немецких подводных лодок увеличило время их патрулирования на 1 неделю. Еще до заключения перемирия с Францией, 15 мая 1940 года из Вильгельсхафена отправился Виктор Ёрн на U-37. Он был первым подвоником, который плавал в "счастливые времена" - потопив 11 судов общим тоннажем 43000 тонн*** Ёрн развеял уныние среди немецких подводников, царившее после неудач зимы-весны 1940 года. Скоро появились и другие подводные асы - Отто Кречмер, потопивший за одно патрули-рование семь судов противника, Иоахим Шепке, Прин, который потопил суда общим тоннажем 66000 тонн. В июне Верховное Командование объявило о полной блокаде Британских островов, что означало возможность подводным лодкам топить все, что плавало на воде (конечно были и ограничения - например в течении долгого времени, вплоть до объявления Германией войны США 11 декабря 1941 года, немецкие ПЛ не могли атаковать американские корабли, эскортировавшие конвои с грузом для Великобритании).

            Дениц применял особый метод измерения эффективности действий своих подводных лодок - "коэффициент полезного действия", измерявшейся в ежедневном среднем тоннаже потопленных кораблей противника на одну подводную лодку.

Этот "коэффициент" поднялся с 514 т в июне до 594 т в июле, затем до 664 т в августе и 758 т в сентябре, достигнув высшей точки за всю войну в октябре – 920 т**** .Но начиная с осени 1940 года англичане положение стало меняться. Британские ВВС, не проиграв "Битву за Англию", отвели угрозу немецкого вторжения на Британские острова и английский флот, усиленный 50 старыми американ-скими эсминцами, смог выделить больше кораблей дляэскорта конвоев, ранее шедших через Атлантику с не более чем одним легким крейсером в качестве прикрытия. Осень 1940-го года важна и тем, что 10 сентября была проведена первая успешная операция ПЛ Германии с использованием тактики "волчьей стаи". После расшифровки сигналов союзников, 4 подводные лодки в штормовую погоду атаковали конвой и потопили 5 кораблей. 18 и 19 октября десять ПЛ поочередно атаковали конвои SC-7 и HX-79, потопив примерно за тридцать часов боя 29 транспортов и не потеряв ни одной своей субмарины+.

            К зиме 1940-го года Дениц мог быть удовлетворен действиями своих "волков" - за неполные полтора года войны они потопили 440 транспортов общим тоннажем 2 330 000 тонн и 12 военных кораб-лей++. Тактика "волчьей стаи", над которой Дениц работал с конца I Мировой войны, полностью себя оправдала. У Деница была только одна проблема - ему не хватало лодок. Имея 1 сентября 1940 года 27 пригодных для операций в Атлантике ПЛ, он не мог широко исполь-зовать метод "стаи", а из-за того что в конце 1940 г. в месяц в строй вводилось по 6 лодок, Дениц не мог с уверенностью сказать, сможет ли он когда-либо развернуть столь необходимые ему 300 ПЛ в Атлантике. Гитлер пообещал ему постройку 25 подводных лодок каждый месяц, но только к 1943 году промышленность Германии приблизилась к этому показателю, не успев его достигнуть тогда, когда Англия была на пороге поражения.

            Зимние шторма затормозили развитие операций немецких ПЛ в Атлантике, но не смотря на это, Дениц в феврале 1941 года мог  доложить о потоплении полумиллиона тонн кораблей Англии. Пытаясь как-то изменить ход войны в Атлантике в свою пользу, Дениц в феврале 1941 года отправил несколько лодок типа IX в район Фритауна, где они потопили 74 судна неприятеля, а подводная лодка U-107 в июне Гюнтера Гесслера отправила на дно 14 кораблей общим водоизмещением 87 000 тонн, поставив рекорд уничтожения вражеских судов одной лодкой за одно патрулирование+++. 19 февраля Гюнтер Прин на U-47 вышел из Лорьяна, 22 февраля базу покинула U-99 Отто Кречмера, а 23 в Атлантику отправилась U-100 под командованием Иоахима Шепке. 7 марта 1941 года во время атаки конвоя к югу от Исландии английский эсминец "Волверайн" глубинными бомбами потопил U-47 со всем экипажем. 15 марта U-99 Кречмера была серьезно повреждена и вынуждена была всплыть, после чего весь её экипаж попал в плен к англичанам. На следующий день Шепке на своей ПЛ преследуя конвой, был поврежден и принужден к всплытию, после чего эсминец "Вейнок" обнаружил его с помощью радара ( в первый раз за войну) и потопил таранным ударом.

            Потеря трех лучших командиров подводных лодок Германии привела в шок Деница. Чтобы скрыть от общественного мнения это поражение "неуязви-мых" (так говорило ведомство Геббельса) подводных сил Третьего Рейха, о гибели Шепке и Кречмера было сообщено только в конце апреля, а о гибели Прина – 23 мая. Немцы не верили, что радар будет способен обнаруживать их ПЛ и не вели научных работ в этой области. Англичане же непрерывно усовершенство-вали свои РЛС и постоянно пытались запеленговать лодки Деница по их радиопереговорам. Если в начале войны все эти новые методы борьбы с ПЛ не приводили к крупным результатам, то начиная с 1943 года, когда они стали более совершенными, немцы потеряли много лодок и проиграли "Битву за Атлантику" из-за своего пренебрежения в начале войны к новым технологиям.

Пока же, удовлетворенный уничтожением в марте и апреле 84 кораблей водоизмещением в 492 395 тонн++++, Дениц посчитал гибель трех лучших своих подводников "случайностью". Несмотря на все мастерство подводников, количество грузов доставляемых в Англию непрерывно росло и достигло в августе миллиона тонн в неделю. Имея около 200 ПЛ к осени 1941 года, Дениц был готов к новой схватке за Атлантику, но Гитлер отдал приказ отправить как можно больше подводных лодок в Средиземное море для помощи итальянцам. В итоге если в мае и июне было потоплено 635 635 тонн вражеских кораблей , то за ноябрь-декабрь 1941 года - 30 судов общим тоннажем 154 000 тонн*+. Еще более важно было то, что англичане смогли захватить ПЛ U-110 и U-570, получив в свое распоряжение все коды и самое главное, шифровальный аппарат "Энигма". Немцы не знали об этом, но часто меняя коды и модернизируя "Энигму", они смогли провести немало успешных операций до конца войны, в периоды пока англичане расшифровывали новые коды Германии.

            Несмотря на то, что у него было достаточно много ПЛ чтобы в новом, 1942 году, снова попытаться отрезать Британию от её колоний, Дениц написал: "1941 год закончился в атмосфере беспокойства и тревоги". В войну вступили США...

            Пытаясь с самого начала боевых действий американским флотом захватить инициативу у восточного побережья США, Дениц начал операцию "Барабанный бой". 13 января 1942 года 5 ПЛ типа IX прибыли в район своих действий. Спустя месяц после Пёрл-Харбора, американские танкеры с нефтью и транспорты продолжали плавать так, как они плавали до войны - без эскорта, ярко освещенные, с капитанами, ведущими незашифрованные радиопереговоры, они стали великолепными целями для "волков" Кригсмарине. Наступило "второе счастливое время" или "сезон американской охоты" - до 1 февраля было потоплено 13 судов, а

в феврале бойня началась и в Карибском море - только 16 февраля США потеряли 8 танкеров. Всего в феврале у восточного побережья США были потоплены суда общим водоизмещением 470 000 тонн, что было на 30% больше чем в январе*++. Над союзни-ками нависла угроза лишиться возможности использовать нефть Венесуэлы и Мексиканского залива, аналитики предсказывали потерю 125 танке-ров из 300 имеющихся к концу года. Черчилль был вынужден послать несколько корветов для помощи флоту США, который никак не мог начать конвойные операции у своих берегов.

            Первую лодку Дениц потерял 13 апреля 1942 года, когда U-85 была потоплена кораблем "Ропер" американских ВМС. Но не смотря на то, что система противолодочной обороны США совешенствовалась, немецкие ПЛ продолжали охоту в Карибском море - одной из причин этого стало усиление эскортов конвоев союзников в Северной Атлантике. При всех своих усилиях немцы теперь топили меньше транспотов чем США и Великобритания могли построить. Английская радиопеленгаторная система "хафф-дафф", установленная на кораблях сопровождения, и новые радары на патрульных самолетах привели к увеличению потерь среди немецких подводных лодок. Германия ответила на эти нововведения союзников ситемой "метокс", которая предупреждала лодку о приближении самолета или корабля с радаром и увеличением строительства ПЛ до 20 шт в месяц.

            Дениц имел на 1 июля 1942 года 331 подводную лодку, изкоторых только 101 была пригодна для операций в Атлантике. "Волчьи стаи" собирались в середине океана, вне пределов дальности новейших бомбардировщиков. Но полоса плохой погоды в сентябре задержала развертывание требуемых Деницу 4 "стай" и он отвлек часть своих ПЛ для операций в Южной Атлантике.

12 сентября 1942 года в районе Фритауна U-156 потопила вооруженный транспорт "Лакония", перевозивший 1800 итальянских военнопленных и много женщин и детей. Несмотря на приказ Деница не подвергать себя опасности, спасая людей с потопленных судов, командир U-156 Вернер Хартенштейн отдал приказ спасать людей с "Лаконии", погрузил 263 человека на ПЛ и стал буксировать 4 шлюпки, набитых спасенными. Дениц направил в этот район для спасения людей с "Лаконии" еще 3 лодки, в том числе U-506 и U-507. Вернер объявил о том, что он не будет атаковать корабли союзников если они помогут ему в спасении людей. 16 сентября бомбардировщик Б-24 атаковал подводную лодку с забитой мирными гражданами Англии и итальянцами палубой, повредив её. Наконец 17 сентября подошли корабли вишистской Франции и приняли на борт 1111 чел. Результатом всего этого стало выведение немецких ПЛ из Южной Атлантики и приказ Деница, вводивший запрет на любые попытки  спасти пассажиров и экипаж с потопленных судов.

            Боевые действия в Северной Атлантике достигли своей кульминации 1 ноября, когда группа "Фиалка" из 15 ПЛ атаковалаконвой SC-107, шедший из США в Европу. Уничтожение 15 транспортов общим водоизмещением 81 000 тонн при потере только 3 подводных лодок - вот результат этой битвы*+++. Всего за год "волки" Деница отправили на дно

1160 кораблей союзников при потере 87 своих ПЛ. Союзники смогли построить транспорты общим водоиз-мещением 7 млн тонн, а потеряли 7,8 млн тонн транспортного флота. Дениц к началу 1943 года имел 212 ПЛ, способных действовать в Атлантике**+.

            Шторма зимы 1943 года задержали развитие операций под-водных сил Германии в Атлантике, а в Берлине Гитлер, после проваленной атакии тяжелого крейсера "Хиппер" и броненосца "Лютцов" на союзный конвой у побережья Норвегии 31 декабря 1942 года, отправил в отставку гросс-адмирала Редера и назначил главнокомандующим немецким флотом Деница, которому было 51 год. Теперь Дениц мог сосредоточить большую часть ресурсов Германии, которые отдавались на строительство флота, на произ-водстве ПЛ. Министр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер развернул массовое строительство ПЛ, доведя его до 30 шт в месяц, то есть уровня, который Дениц определил еще в 1939 году как необходимый для эффективного противодействия судоход-ству союзников.

            В феврале 1943 года из более чем 400 ПЛ Германии 164 участвовало в операциях в Атлантике. Уничтожение 63 судов союзников общим водоизмещением 359 328 тонн вселяло в подвод-

ников оптимизм**++.

            В первую декаду марта лодки Германии потопили 41 корабль союзников, а немецкое дешифровальное отделение "Б-Динст", расшифровав сигналы союзников, сообщило Деницу, что два кон-воя, SC-122 и HX-229, вышли из Нью-Йорка. 12 марта Дениц отдал приказ сосредоточить в Атлантике, в бреши воздушного прикрытия конвоев, 3 "волчьи стаи", "Барона-Разбойника"(самой западной), "Сорвиголовы" и "Гончей" ( в линии с севера на юг восточнее "Барона") в составе 42 ПЛ. В ходе сражения с 88 транспортами и сильным эскортом, длившегося с 15 до 20 марта, немцы потопили 21 транспорт, потеряв только одну лодку - U-384. Всего же за первые три недели марта союзники потеряли 97 кораблей общим тоннажем 500 000 тонн - больше, чем они могли построить за это время+*.

            Но апрель и май завершились разгромом немецких подводных сил в Атлантике. Используя новые радары, работавшие в сантимет-ровом диапазоне, которые не засевались системой "метокс", (в возможность такой техники ученые Германии верили, а адмиралы нет, поэтому было принято считать, что таких радаров у врага нет…) и авианосные соединения ( первый конвойный авианосец типа "Боуг" вступил в строй в марте 1943 года) они уничтожили в мае 41 подводную лодку Деница+**. Вынужденный вывести свои лодки из Северной Атлантики 24 мая 1943 года, он позволил союзникам использовать для патрулирования Бискайского залива больше самолетов, в результате чего количество потопленний ПЛ в нем  резко возросло. 2 августа Дениц приостановил все рейсы своих подводных лодок в заливе.

               Пытаясь как-то противостоять действиям союзников, Гитлер отдал приказ увеличить темпы строительства подводных лодок и довести их ежемесячное производство до 40 шт. Одновременно начались работы над "электролодкой", которая должна была иметь больше батарей, что увеличивало время плавания под водой. Другой мерой была установка "шноркеля" (устройство, котороен выводило из шедшей в подводном положении лодки выхлопные газы и подавало свежий воздух, в результате чего лодка могла идти на дизеле под водой сутками) на имеющиеся ПЛ. Одновременно были разработаны новые акустические торпеды "заукёнинг" и детекторы радарного излучения "Наксос", созданные фирмами "Хагенук" и "Телефункен", наконец-то обнаруживавшие излучение в 10-сантиметровом диапазоне. Но союзники ответили собственной акустической торпедой "фидо", применявшейся с самолетов, и буи, буксировавшиеся за кораблями конвоев и создававшие шумы, отвлекая торпеды "заукёнинг" на себя. Гонка технологий продолжилась - немцы изобрели торпеду FAT, которая после выхода из торпедного аппарата некоторое время шла по прямой, а затем начинала двигаться зигзагом, имея много шансов попасть в одно из судов в плотных колоннах конвоя. Лучшй торпедой Кригсмарине стала "Lerche", которая имела систему телевизионного наведения и могла корректиро-ваться по кабелю длиной около 6 км. На конечном участке траектории включалась акустическая система наведения, более совершенная, чем на "заукёнинг" и не отвлекаемая постановщиками помех. К несчастью для Деница, эта торпеда появилась только в самом конце войны+**&.           

            Антенна типа "бис-        Антенна детектора                                  

            кайский крест" дете-           радарного излучения                                             

            ктора радарного                  "Наксос", появивше-                                                    

            излучения "Метокс".           гося осенью 1943 года.                                           

            Такие детекторы не

            могли обнаруживать

            новые английские

            радары, работавшие в

         10-сантиметровом диа-

            пазоне.          

            Попытка Деница снова завоевать инициативу в Атлантике осенью 1943 года, несмотря на успех в первом сражении 20 сентября (стая из 19 ПЛ потопила 3 корабля эскорта и около 9 транспортов+***), потерпела неудачу. Он потерял много лодок с хорошими экипажами, как например U-338 Манфреда Кинзела, героя мартовского сражения 1943 года, ставшего жертвой "фидо". Немцы потеряли четыре пятых своих подводных танкеров типа XIV, а строительство новых лодок типов XXI и XXIII, запаздывало, вынуждая Деница практически свернуть свои операции в Южной и Западной Атлантике. 1943 год считается переломным годом в борьбе на коммуникациях союзников, завершившийся разгромом "волков" Германии.

            В 1944 году все боевые действия в Атлантике свелись к попытке немецких подводных лодок остановить вторжение союзных

сил во Францию ( операция "Оверлорд"). Боевые действия на коммуникациях союзников если не прекратились, то во всяком случае немецкий флот потерял всякую надежду на "отсечение" Англии от колоний и союзников. Лишь в марте были потоплены транспорты общим тоннажем более 100 000 тонн. Боевые действия в Ла-Манше с июня по начало августа 1944 года протекали при полном господстве союзников в воздухе и на море. Из 60 ПЛ, которые выделил Дениц для противодействия десантному флоту союзников, смогли действовать только оснащенные шноркелями, которые постоянно находясь под водой, потопили 12 транспортов,

4 десантных судна и 5 кораблей охранения при потере 20 своих лодок++*. Освобождение Франции лишило Деница баз в Бискайском заливе (даже если база и оставалась в руках осажденных немцев, то использовать ее для ремонта и снабжения Пл было невозможно), и подводная война осенью 1944 года вернулась туда, откуда 5 лет назад она началась - в прибрежные воды Британских островов.

            Надежды Деница использовать новые ПЛ для захвата инициативы на море не сбылись - в боевых действиях успели поучаствовать только 8 экспериментальных лодок, предназначенных

для действий в прибрежных водах. Потопив несколько судов союзников они не смогли повернуть ход истории вспять. Первой и последней ПЛ типа XXI которая успела выйти в море до конца войны, была U-2511 под командованием ветерана Адальберта Шнее. Выйдя из Бергена 30 апреля 1945 года она нашла для себя цель только 4 мая, уже после приказа Деница, ныне руководителя Германии о прекращении боевых действий на море. Заключительное послание гросс-адмирала Деница своим подводникам от 5 мая 1945 года гласило: "Вы сражались как львы. Непревзойденные и безупречные, вы складываете свое оружие после героической битвы, не имеющей себе равных". 

 

            После вступления Италии в войну на стороне Германии в июне 1940 года английский флот был вынужден направить в Среди-

земное море сильное подкрепление для своих военно-морских сил в этом регионе, а сухопутные силы усилить 8 Армию в Египте. Результатом этого стали победа английской армии в сражении у Сиди-Баррани осенью 1940 года и отступление итальянцев из Египта и Киренаики в результате превосходства английской армии в тактике войны в пустыне и блокады путей снабжения итальянской армии в Ливии английским флотом. Попытки итальянского флота, имевшего к 10 июня 1940 года 6 линкоров, 7 тяжелых крейсеров, 15 легких крейсеров, 128 эсминцев и 115 подводных лодок++**, бороться с английским флотом, который был лучше подготовлен, имел авианосцы и мог перебрасывать в Средиземное море корабли с других театров военных действий, закончились катастрофой. В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года самолеты с английского авианосца "Иллюстриес" нанесли удар по главной военно-морской базе итальянских ВМФ в Таранто, потопив линкор "Кавур" и повредив линкоры "Литторио" и "Дуилио". Сражение у мыса Матапан 27-28 марта 1941 года тоже закончилось поражением для итальянского флота, который потеряв три тяжелых крейсера потопленными и линейный корабль "Витторио Венето" тяжело поврежденным, а также несколько других кораблей, не смог нанести урона английской эскадре^.

            Для спасения своего союзника Гитлер еще в феврале 1941 года отправил в Африку корпус Роммеля в составе одной танковой и одной легкой пехотной дивизий, который начав 31 марта наступ-ление, освободил при поддержке пришедших в себя итальянцев Киренаику и осадил Тобрук. Но английский флот продолжал удерживать Гибралтар, Мальту и Александрию, блокировал пути снабжения стран Оси через Средиземное море, потопив в сентябре 1941 года одну треть грузов, шедших к Роммелю и снабжал осажденную крепость Тобрук. В результате этого наступление Роммеля выдохлось и в конце 1941 года его выбили из Египта, деблокировав Тобрук. Еще до этого, в сентябре 1941 года взбешен-ный Гитлер отдал приказ направить в Средиземное море 6 подвод-ных лодок, дополнив их в ноябре еще 4 лодками. Дениц сопро-тивлялся этому решению как мог, считая что все его оперативные ПЛ должны бороться с конвоями англичан в Атлантике, а не разбра-сываться по разным театрам военных действий. Тем не менее 13 ноября 1941 года ПЛ U-81 под командованием Гугенберга атаковала рядом с Гибралтаром английскую эскадру, возвращавшуюся с атаки на итальянский конвой и сильно повредил авианосец "Арк Ройал", который после буксировки в Гибралтар затонул вместе с 72 самолетами. 25 ноября, меньше чем через 2 недели после атаки Гугенберга, Ганс-Дитрих Фрейхер фон Тизенгаузен на подводной лодке U-331 атаковал эскадру из 3 линкоров около Тобрука, успев потопить 3 торпедами линкор "Бархэм" до своего рекордного погружения на глубину 250 метров в попытке уйти от глубинных бомб восьми британских эсминцев, закончившейся удачно - U-331 благополучно вернулась на базу.

            Несмотря на протесты Деница, его ПЛ продолжали действоать в Средиземном море, потопив летом 1942 года старый английский авианосец "Игл", и у побережья Марокко, пытаясь остановить вторжение союзников в Северную Африку в ноябре того же года. После выхода Италии из войны в 1943 году, какая-либо органи-зованная подводная война на Средиземном море прекратилась.

 

            Боевые действия на Северном ТВД (Норвегия, Баренцево и Норвежские моря) начались с вторжения Германии в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 года. Несмотря на то, что все наличные силы германского поводного флота (31 подводная лодка) были брошены на перехват английского флота, который сразу же стал прикрывать переброску английских войск в Норвегию, из 38 атак на британские корабли успешно завершилась только одна, в ходе которой был потоплен один транспорт. Неудачи ПЛ Деница были вызваны плохими торпедами, неотработанной тактикой действия лодок и знание англичанами по найденной на германском судне карте мест расположения подводных лодок. Действия надводных кораблей Кригсмарине, учитывая абсолютное превосходство английского флота, были успешными. Потеряв тяжелый крейсер "Блюхер", легкие крейсера "Карлсруэ" и "Кенигсберг", а также десять эсминцев, они смогли прикрыть высадку десанта, а линейные корабли "Гнейзенау" и "Шарнхорст" потопили 8 июня 1940 года авианосец "Глориес"^^. Английский флот также потерял  два крейсера,  девять эсминцев и дюжину транспортных судов.

            Действия в Арктике с новой силой развернулись начиная с 22 июня 1941 года, когда после нападения Германии на СССР в северные порты СССР пошли конвои из Великобритании и позднее из США. Основной ударной силой Германии в борьбе с союзными конвоями и внутренними водными коммуникациями СССР в 1941-1942 годах была авиация. Подводным лодкам было мало работы и они её плохо выполняли - часто поврежденные торпедами транспорты доходили до пунктов своего назначения, как например в случае с транспортом из конвоя PQ-8 в январе 1942 года или с торпедированной 26 августа плавбазой ВВС Северного Флота "Мария Ульянова". В 1941 году немцам не удалось потопить ни одного судна союзников в конвоях из Англии в СССР и обратно.

            Боевые действия в 1942 году расширились – комбиниро-ванными действиями авиации, подводных лодок и надводных кораблей немцам удалось потопить 69 транспортных судов и 5 кораблей охранения в северных конвоях ("северными конвоями" здесь и далее будут называться конвои из Великобритании в северные порты СССР - Мурманск, Архангельск и другие, и обратно)^^^. Действия ПЛ разрастались - подводная лодка потопила 17 января английский эсминец "Матабеле" и повредила транспорт "Харметрес", а 30 апреля крейсер "Эдинбург", груженый золотом в счет поставок по ленд-лизу, был поврежден ПЛ U-456 и затем потоплен атакой немецких эсминцев. Наибольшие потери понесли конвои PQ-16, 17

и 18 - PQ-16 потерял от атак авиации 6 транспортов, а от атак ПЛ -один, истребление 24 транспортов из 36 в конвое PQ-17 вызвало шок в руководстве английского флота, которое приостановило на полтора месяца все конвои в советский союз по арктическим морям^^^^. PQ-18 потерял 12 транспортов из 40, поставив несмотря на это рекорд по разовой доставке грузов в СССР за время войны.

Все эти достижения немцев в борьбе с конвоями были достигнуты при господстве в воздухе, а когда количество самолетов уменьшилось, успехи ВМФ Германии уменьшились.

            Германия непрерывно наращивала численность ПЛ на Севере - к началу 1943 года они имели там 31 подводную лодку, потеряв только в атаке на PQ-18 3 лодки из 12, бывших в составе "стаи"*^. Действия подводных лодок в 1943 году в Арктике закончились тем же, чем и в Атлантике - неудачей. ПЛ и авиацией было потоплено 4 транспорта из северных конвоев и 6 транспортов на внутренних линиях СССР. В 1943 году количество атак английских и советских эсминцев на подводные лодки выросло, но подтвердить факт уничтожения ПЛ не всегда возможно.

            В 1944 и 1945 годах немцам удалось сохранять угрозу коммуникациям союзников, потопив в северных конвоях в 1944 году 6 транспортов и 3 корабля охранения и в 1945 году 4 транспорта и 5 кораблей охранения. Но поддержание такого "давления" стоило больших жертв - только советскими эсминцами было потоплено две ПЛ в 1944 году - U-344 22 августа и  U-387 9 декабря и одна в 1945 году - U-286 22 апреля. Всего же немцы потеряли в борьбе с союзными коонвоями 27 подводных лодок*^^.

 

            После того как "Молниеносная война" против СССР потерпела поражение, в штабе германского флота решили привести в исполнение план о переброске нескольких ПЛ на базы ВМФ союзных с Германией Румынии и Болгарии, предложенный еще в марте 1941 года в процессе разработки операции "Барбаросса". Немцы не могли перевести свои или итальянские подводные лодки из Средиземного моря через проливы Босфор и Дарданеллы так как Турция твердо придерживалась нейтралитета в ходе Второй Мировой войны. Поэтому Германия была вынуждена перебрасывать свои

ПЛ на 1800 км через всю Европу.

            Уникальность этой операции состояла в том, что между

Дрезденом-Юбигау (последней точки на Эльбе, до которой можно было довести самые малые немецкие подводные лодки типа IIB на понтонах) и Ингольдштадтом на Дунае, откуда лодки должны были быть отбуксированы до городов Линца и Галац, их нужно было певезти по шоссе длиной 450 км. Возможность перевозки по железной дороге отпадала в силу её узкой колеи в Европе. Переброска по суше была проведена на специальных многоосных платформах грузоподъемностью по 60 т. Лодки для уменьшения общей высоты кантовали на борт, а для облегчения их веса с них сняли дизеля, другое крупногабаритное оборудование, торпеды, твердый балласт и др. Переброска 6 лодок 30-й флотилии началась весной 1942 года,

а последней вступила в строй в Галаце U-20 в июле 1943 года. Вся операция от демонтажа ПЛ на Балтийском море до их вступления в строй заняла 10 месяцев. Этим же водно-шоссейным путем или по железной дороге Германия смогла перебросить на Черное море 30 торпедных катеров, 50 самоходных паромов, 23 тральщика и другие суда общим водоизмещением около 40 000 т**^.

            Корабли 30-й флотилии успели совершить только 57 боевых походов и потопить 5 советских кораблей ( из них 2 шхуны) прежде чем летом 1944 года Красная Армия вторглась в Румынию и стало ясно что СССР выйграл войну на Черном море. После авианалета на главную военно-морскую базу стран "Оси" Констанцу 20 августа ( в ходе этого налета была потоплена подводная лодка U-9) все ПЛ были затоплены своими экипажами.

 

            Действия немецких подводных лодок на всех театрах военных действий закончились поражением. Я не описал действия немецких ПЛ на Балтике в силу отсутствия необходимого материала и практически полного отсутствия самих действия из-за того, что у немцев не было целей - Советский ВМФ не выводил свои крупные корабли из гаваней начиная с осени 1941 года, действуя подводными лодками и

"москитным" флотом. Несмотря на это, Кригсмарине потерял в 1944 году несколько подводных лодок в Финском заливе в попытках остановить прорыв советских сил в Балтику.

            Германия не имела шансов на победу начиная с осени 1941 года и шансов на "ничейный" результат после 19 ноября 1942 года, не решив в 1939-1941 годах ни одной из "глобальных" задач (захват Британских островов, прорыв из Ливии на Ближний Восток или заключение с СССР мира на условиях, выгодных для Рейха). А дальше экономическая мощь США и СССР сломила хребет военной машине Германиии. Попытка "переломить судьбу" закончилась провалом...

            Подводная война Германии не принесла ей победы, так же как и во время I Мировой войны. Существует мнение, что вид оружия не может принести победу, если в остальных видах противник сильнее вас. Так и получилось - надводные рейдеры Германии прекратили активные действия к началу 1943 года, люфтваффе начиная с 1942 года с трудом защищало саму Германию от налетов

союзых бомбардировщиков и не могло эффективно помогать действиям ПЛ. Дольше всего скоординированные действия надводного флота, подводных лодок и авиации продолжались на Северном ТВД - вплоть до 1943 года, приведя к тому, что словосочетание "северные конвои" стало синонимом быстрой смерти для моряков союзных флотов. Немецкие подводники в одиночку достигали успехов только в идеальных условиях - в "счастливые времена" лета-осени 1940 года, когда они действовали против плохо охраняемых малочисленным эскортом конвоев англичан и в "сезон американской охоты" зимой-весной 1942 года, когда они действо-вали на вообще не охраняемых коммуникациях у восточного побережья США. Колоссальный успех марта 1943 года был тоже достигнут при огромной концентрации сил и хорошей разведке.

            Немецкие подводники были принуждены действовать против превосходящих сил противника в условиях превосходства его технологической базы. Приказ Гитлера в 1941 году, который запретил вести исследования в области радаров если результат не обещал появиться меньше чем за год привел к роковому отста-ванию, которое привело к тому, что английские противолодочные самолеты могли атаковать ПЛ, находившееся на поверхности, используя радары работавшие в сантиметровом диапазоне, которые немецкий детектор радарого излучения "Метокс" не мог обнару-живать. Подводные лодки Вальтера с двигателем, работавшим на

перекиси водорода, были построены, но оказались неэкономичны и все силы были сосредоточены на строительстве ПЛ типов XXI и XXIII, которые не успели принять участия в боевых действиях.

К концу войны немцы имели и хорошие детекторы радарного излучения "Наксос", и управляемые торпеды "заукёнинг" и "Lerche",

и 330 строившихся подводных лодок типов XXI и XXIII, но все это опоздало. Немцы проиграли "битву за Атлантику" из-за:

а)Пренебрежения к новым технологиям (в начальный период войны);

б)Отсутствия защиты с воздуха (особенно в Бискайском заливе);

в)Нехватки подготовленных экипажей;

г)Правильной тактики союзников;

д)Общего превосходства союзников.

е)Поражения немецких войск в России, повлекшего за собой уменьшения ассигнований на строительство ПЛ и НИОКР.

ж)Наличия такого союзника как Италия, которому немцы были вынуждены всегда помогать, посылая в Средиземное море свои лодки, отвлекая их от главной задачи - борьбы против конвоев и британского флота в водах Метрополии;

з)Знания англичанами кодов немецкого командования, что приводило к срыву хорошо спланированных операций.

Все это и привело к закономерному финалу, несмотря на всю стойкость и умение "волков" Германии. Войну выигрывают не асы и герои, а консрукторы, рабочие и "пушечное мясо" - даже если бы немцы имели к началу союзного вторжения во Францию в 1944 году несколько субмарин типа XXI, союзники бы просто разменяли по пять-шесть своих эсминцев за каждую из них и продолжили бы вторжение...

            Эту работу я написал для того, чтобы показать что прекрасная техника и великолепно подготовленные экипажи не всегда означают победу для нападающей стороны - как например в войне в Персидском заливе в 1991 году. Не верящих в то, что "недоразвитые" арабы, китайцы, индийцы, а может быть и русские могут сокрушить "непобедимую" западную армию отсылаю к работе С.Переслегина "К оценке геополитического положения Европы".

В войнах XX и XXI веков важнейшее значение имели, имеют и будут иметь не доблесть и количество военной техники к началу военного конфликта, а экономика, информационно-транспортная сеть и наука. Причем чем более они развиты, тем более уязвимы - опять же пример с "битвой за Атлантику" - переруби Германия коммуникации США и Великобритании, эти страны бы рухнули, не сумев создать флот и авиацию, необходимые для восстановления путей снабжения.

 

Комментарии:

                        * -  Морской Энциклопедический Словарь, 1 т., стр. 250.

                        ** -  Е.Ю.Кобчиков "Кораблестроение и военно-морская                   теория в Германии в 1920-1945 годах", стр 114.

                        *** - "Волчьи стаи", стр 59.

                        **** - "Волчьи стаи", стр 70.

                        + - "Волчьи стаи", стр 65-67.

                        ++ - "Волчьи стаи", стр 70.

                        +++ - "Волчьи стаи", стр 85.

                        ++++ - там же, стр 82.

                        *+ - там же, стр 87.

                        *++ - там же, стр 118.

                        *+++ - там же, стр 132-134.

                        **+ - там же, стр 134.

                        **++ - там же, стр 145.

                        +* - там же, стр 148-155.

                        +** - там же, стр 164.

                        +**& - Ю.Ю.Ненахов "Чудо-оружие Третьего Рейха" стр 475-502).

                        +*** - там же, стр 166,170.

                        ++* - "Волчьи стаи", стр 174.

                        ++** - личный архив автора (выписка из "Истории второй мировой войны", в 12 тт.).

                        ^ - там же.

                        ^^ - Л.М.Еремеев, "Некоторые итоги крейсерских операций германского флота". стр 31-34.

                        ^^^ - В.Щедролосев, "Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне", стр 65.

                        ^^^^ - В.В.Щедролосев, "Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне", стр 92-98.

                        *^ - личный архив автора.

                        *^^ - В.В.Щедролосев, "Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне", стр 62-67.

                        **^ - В.И.Жарков, "Переброска немецких подводныхлодок в Черное море", стр 107.

 

 

Литература:  1. "Волчьи стаи". ТЕРРА-Книжный клуб. 1998.

2. В.Бильдин, В.Жарков."Переброска немецких подводных лодок в Черное море". "Гангут" 1996 10 вып.

3. А.Н.Гордиенко. "Командиры второй     мировой войны". Минск. 1997.

                          4. Ненахов Ю.Ю. "Чудо-оружие Третьего рейха".

                              Харвест. 1999.

                          5. В.В.Щедроселов"Конвойные операции эскад-

      ренных миноносцев Северного флота в  Великой Отечественной войне". "Гангут" 1995-1997.  9,11,12,12-бис вып.

                         6. Е.Ю.Кобчиков. "Кораблестроение и военно-

                            морская теория Германии в 1920-1945 годах".

                            "Гангут" 1995. 9 вып.

 7. "Морской энциклопедический словарь".             "Судостроение". 1991.

8. Л.М.Еремеев. "Некоторые итоги крейсерских операций германского флота". "Цитадель" 1995.               

                       

Приложение.

           

Основные типы подводных лодок Германии в 1934-1945 гг.

1.Тип I. Водоизмещение - 862 т.

                Длина - 72,8 м.

                Скорость в надводном положении - 17,8 узла.

                Дальность плавания - 6700 миль.

                Количество торпед - 14 шт.

Тип был неудачным, в строй вступили только 2 ПЛ этого класса.

2.Тип IIB.Водоизмещение - 279 т.

                  Длина - 43 м.

                  Скорость в надводном положении - 13 узлов.

                  Дальность плавания - 1800 миль.

                  Количество торпед - 5 шт.

3.Тип VIIC.Водоизмещение - 761 т.

                     Длина - 67 м.

                     Скорость в надводном положении - 17 узлов.

                     Дальность плавания - 6500 миль.

                     Количество торпед - 11 шт.

Самый распространенная немецкая ПЛ, было построено более 660 лодок этого типа.

4.Тип IXC.Водоизмещение - 1120 т.

                    Длина - 77 м.

                    Скорость в надводном положении - 18,3 узла.

                    Дальность плавания - 11000 миль.

                    Количество торпед - 22 шт.

5.Тип XB.Водоизмещение - 1763 т.

                   Длина - 90,2 м.

                   Скорость в надводном положении - 16,4 узла.

                   Дальность плавания - 14450 миль.

                   Количество торпед - 13 шт.

                   Количество мин - 66 шт.

Минный заградитель.

6.Тип XIVA.Водоизмещение - 1688 т.

                       Длина - 67,4 м.

                         Скорость в надводном положении - 14,4 узла.

                       Дальность плавания - 9300 миль.

                       Количество торпед - 4 шт.

                         Запас дизельного топлива - 432 т.

"Дойная корова" - подводный танкер.

7.Тип XVIIA.Водоизмещение - 277 т.

                       Длина - 39,3 м.

                         Скорость в надводном положении - 9 узлов.

                         Скорость в подводном положении - 26 узлов.

                       Дальность плавания - 1840 миль.

                       Количество торпед - 4 шт.

Экспериментальный образец "электролодки".

8.Тип XXI.Водоизмещение - 1621 т.

                    Длина - 77,1 м.

                    Скорость в надводном положении - 15,6 узла.

                    Скорость в подводном положении - 17,5 узла.

                    Дальность плавания - 11150 миль.

                    Количество торпед - 23 шт.

Лучшая ПЛ "Кригсмарине", не успевшая принять участия в боевых действиях.

9.Тип XXIII.Водоизмещение - 234 т.

                       Длина - 34,7 м.

                         Скорость в надводном положении - 9,7 узла.

                       Дальность плавания - 2600 миль.

                       Количество торпед - 2 шт.

"Малый брат" типа XXI для действий в прибрежных водах.

     

Список сокращений встречающихся в тексте:

            ВМФ - военно-морской флот.

            ПЛ - подводная лодка.

            ТВД - театр военных действий.

            ТТХ - тактико-технические характеристики.

            НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Назад на страницу Военная История

Назад на Главную Страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz